Блог Анны Чепик

Учимся понимать ребенка: эмпатическое слушание

Как сложно порой разговаривать с ребенком, когда он находится в состоянии эмоционального напряжения. Как помочь ему выговориться, поддержать и утолить все его печали и тревоги. На помощь приходит эмпатическое слушание. 

Эмпатическое слушание - один из лучших методов не только в психологии, но и в межличностных отношениях и деловых коммуникациях. В середине XX века его открыл и популяризовал Карл Роджерс, американский ученый и психотерапевт. Он ввел в психологию “я-центрический” подход, когда в центре внимания оказался клиент. А задача психотерапевта состояла в том, чтобы создать условия для того, чтобы клиент мог быть открытым и откровенным. При этом Роджерс считал, что психолог должен относиться и слушать клиента без осуждения и выражения своего собственного мнения, даже если проблемы выглядят несущественными или странными. 

Детские психологи давно взяли на вооружение эмпатическое слушание, в особенности в работе с тревожными детьми. Но также этот метод может помочь родителям не только лучше понять своего ребенка и справиться со сложными ситуациями, но и в целом построить глубокие и доверительные отношения с ним. 

В первую очередь нужно знать, что эмпатическое, или активное, слушание ориентировано на чувства, глубокое понимание ребенка и его эмоционального состояния. Оно предполагает вовлечение в разговор с ребенком и отражение его чувств и эмоций без высказывания собственного мнения, критики или предположений. 

Ниже несколько правил эмпатического слушания: 

  1. Во время эмпатического слушания родитель полностью сконцентрирован на ребенке, не говорит о себе и не высказывает своего мнения;
  2. Во время беседы с родителем важно, чтобы ребенок видел и чувствовал, что его слушают, а чувства понимают; 
  3. Ребенка принимают таким, как он есть; 
  4. Родитель готов выслушать чувства ребенка по любой, даже самой незначительной тревоге - например, если каприз ребенка связан с плохой погодой или нежеланием что-то делать;
  5. Для того, чтобы ребенок успокоился необходимо создать для этого условия - дать ему время перевести дыхание, отвести в тихое место и так далее. 

Например, диалог: 

Ребенок: Не пойду больше в школу: ни сегодня и вообще никогда?

Мама: Ты расстроен, потому что на улице плохая погода и не хочешь идти в школу?

Ребенок: Я вообще туда больше не пойду. Надоело!

Мама: А как же твои друзья? Они же очень расстроятся, если ты не придешь?

Как видно, из диалога мама старается активно слушать, “зеркалит” эмоции ребенка, а потом переводит их в позитивное русло. Всегда в диалоге с ребенком старайтесь находить позитивные причины, почему что-то нужно сделать так, а не иначе,   или как преодолеть сложившуюся ситуацию. 

Эмпатическое слушание - это не просто про решение ежедневных проблем. Грамотно включенное в коммуникации с собственным ребенком оно помогает в целом в воспитании и развитии гармоничной и уверенной в себе личности. 

В будущем ребенок будет постоянно сталкиваться с новым опытом, чувствами и потребностями. И ему будет гораздо легче их преодолеть и адаптироваться к ним, если он будет полностью уверен в себе. А что же обеспечивает уверенность? Как раз полное принятие ребенка в детстве не только родителями, но и самим собой помогает ему легко преодолевать сложные ситуации во взрослом возрасте, вести себя, не боясь критики, а не только по определенному образцу. Когда родитель принимает ребенка частично, то потом это может привести к появлению чувства гнева, ненависти, неудовлетворенности собой и окружающими, потому что такой человек внутри будет постоянно слышать критику и бояться действовать спонтанно и против правил. 

Обязательно слушайте своих детей очень внимательно - всем сердцем и душой!