Блог Анны Чепик

Учусь владеть собой

Когда я много лет назад обдумывала концепцию PRIMA SCHOLA, то основной задачей видела создать школу для жизни. Чтобы основная цель обучения в школе сводилась не к тому, чтобы дать только академические знания, но и помочь в формировании уверенной в себе и самостоятельной личности. Помочь каждому ребенку раскрыться, поверить в себя, уметь правильно оценивать свои сильные и слабые стороны и  работать над совершенствованием себя. В этом плане развитие самоконтроля ребенка - приоритетная задача для любого педагога и родителя. Именно он формирует умение учиться, самодисциплину, самостоятельность и независимость - то есть те качества, без которых невозможно добиться успеха в современном мире. 

К сожалению, наши дети стали меньше играть во дворе со сверстниками. С развитием технологий у них заметно уменьшилось число обязанностей - посуду моет посудомоечная машина, белье стирает - стиральная, домработница уберется, а репетитор поможет с уроками. Дети перестали чувствовать ответственность и медленнее взрослеют, чем их предшественники. Более того, отсутствие навыков самоконтроля напрямую проявляется и в способности к обучению. Например, дети с низким уровнем самоконтроля чаще отвлекаются во время уроков и во время выполнения домашнего задания пропускают слова и слоги в чтении и письме и не способны выполнять рутинные задания, коих в течение жизни будет великое множество. 

Итак, 5 советов, как развить самоконтроль у ребенка

  1. Трудотерапия. Не бойтесь делать ребенка ответственным. Можно начать с самых простых вещей. Например, полива цветов, уборки своей комнаты, мытья туалета за кошкой. В PRIMA SCHOLA мы привлекает ребят к любым работам. Обязательно просите его помочь с бытовыми вещами - сходить в магазин, помочь с уборкой или глажкой, мытьем окон и проч. В идеале закрепите за ребенком на постоянной основе какие-то обязательства. 
  2. Уменьшите нагрузку. Я постоянно встречаю родителей, которые руководствуются принципом, чем больше кружков, тем лучше. Драмкружок, кружок по фото, хоркружок — мне петь охота, за кружок по рисованью тоже все голосовали… У меня еще нагрузки по-немецки и по-русски. Смысл знаменитого стихотворения Агнии Барто думаю, помнят все. Самое важное - не количество, а качество дополнительного образования. Дайте возможность ребенку самому выбрать, чем ему интересно и хотелось бы заниматься. Даже если он перегорит и уже через месяц попросит поменять шахматы на футбол, пробуйте - пускай он сам принимает решение. И обязательно должно быть время на ничегонеделание - на мечты, фантазии, сон. 
  3. Расписание. Составьте вместе расписание на неделю, где будет предусмотрено не только время для труда и учебы, но и для отдыха, в том числе совместного - походы по музеям, в кафе, поездки к друзьям и родственниками, прогулки с питомцами. Когда у ребенка есть четкий график и дисциплина, ему легче справиться с нагрузками в школе, которые будут постоянно увеличиваться, и он не будет переутомляться. 
  4. Небольшие переменки. Если ребенок не может сосредоточиться во время выполнения домашнего задания, то дробите время на несколько частей. Делайте паузы каждые 10-15 минут. Если этого недостаточно, то можно в начале каждые 5 минут. И пусть во время отдыха ребенок переключается на физическую активность, а не бежит проверять чат в телефоне. Можно побегать, пройтись по квартире, сделать отжимания или лучше небольшую гимнастику. 
  5. Спорт - наше все. Отведите в спортивную секцию. Сбалансированное сочетание умственных и физических нагрузок - рецепт, который уже давно доказал свою эффективность. Спорт - прекрасное средство для формирования самоконтроля и самодисциплины. Чем раньше вы отдадите ребенка в профессиональную секцию, тем лучше. Но это нужно делать регулярно, чтобы спорт стал полноценной частью жизни. Даже если вы не собираетесь воспитывать олимпийского чемпиона, ставьте ребенку амбициозные цели (конечно, которые были бы по силу ему). Спортивные сборы, каникулы в спортивном лагере - все это только на благо. 

Но и главное - как можно чаще общайтесь со своим ребенком, обсуждайте его жизнь в школе, отношения с друзьями и учителями, давайте ему возможность выговориться и не допускайте конфликтных ситуаций. Когда ребенок доверяет родителям, школе и друзьям, он чувствует себя уверенно и не тратит время и энергию на преодоление внутренних страхов и барьеров, не отвлекается на пустяки.