Блог Анны Чепик

Когда идти в школу: в 6 или в 7 лет

В 6 или в 7 лет: выбираем когда лучше идти в школу

Вопрос, в каком возрасте лучше пойти в школу - один из самых непростых для родителей. По закону ребенка можно отдать в школу в возрасте от 6,5 до 8 лет. По заявлению родителей можно несколько сдвинуть эти сроки. Но в любом случае этот вопрос должен решаться не с точки зрения общепринятых правил, а индивидуально. Давайте поговорим, как определить, когда ваш ребенок готов к школе.

Желая хорошей судьбы для своего ребенка, родители совершают одну и ту же ошибку, а именно: часто идут “на школу”, а не на учителя. Во главе угла ставят престиж школы, рейтинг, закрывают глаза на большое расстояние от школы до дома и высокую нагрузку. Но нужно ли, чтобы ребенок, не поднимая головы, провел 1-4 классы за выполнением домашней работы? Приводят ли такие нагрузки к результату? Мой опыт показывает прямо противоположное.

Основная задача начальной школы -  мотивировать ребенка, привить ему интерес к обучению, развить в нем тягу к познанию, при этом не перегружая его. Очень важен в начальных классах психологический комфорт и принимающая домашняя атмосфера в классе, наличие друзей и позитивное отношение учителя. Именно на эти факторы, нужно ориентироваться, выбирая куда пойти учиться. После 4 класса можно будет усилить обучение и перейти в другую школу или другой класс. Но до 5 класса основной фокус должен быть сделан на психологический комфорт для ребенка.

Возраст, когда ребенка можно отдавать в школу, диктуется таким понятием, как готовность к школе как психологическая, так и нейропсихологическая, которая непосредственно зависит от зрелости коры головного мозга. А также, и несколько других факторов: предметный, социально-психологический, физический, нейропсихологический, речевой.

Предметный фактор предполагает, что ребенок уже умеет читать, считать и писать. Конечно, школа также занимается развитием всех этих навыков. Но современная программа начальной школы настолько насыщенна, что эти умения сильно облегчают обучение в школе и дают ребенку уверенность в себе. Развить интеллектуальную готовность помогают различные программы подготовки к школе. Например, наш экспресс-курс подготовки к школе.

Социально-психологический фактор не менее важен, чем предметный. Ребенок должен быть усидчив, уметь слушать учителя и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях, когда нет рядом мамы. В идеале ребенок должен хотеть пойти в школу, осознавая, что детский сад он перерос. А еще уметь взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, заводить друзей и дружить, решать конфликтные ситуации, отстаивать свои интересы. Более того, ребенок должен быть самостоятельным: здесь мы только говорим не только про соблюдение распорядка дня и самообслуживание, но и умение контролировать и выполнять свои задачи без напоминаний родителей, Все это не приходит спонтанно, а вырабатывается в течение долгого времени благодаря программам раннего развития, посещению детского сада, дополнительных программ. И именно в возрасте от 3 до 6 лет очень важна работа педагогов, их умение слушать и слышать ребенка, вовремя откликаться и корректировать проблемные моменты, прививать тягу к познанию и формировать положительное отношение к учебе.

Физический фактор определяется здоровьем ребенка. Да-да, для учебы в школе нужна физическая выносливость и крепкое здоровье. Ребенок не должен часто болеть, чтобы не пропускать занятия, физически выдерживать несколько уроков в день и дополнительные занятия. Чтобы развить физическую выносливость, желательно с ранних лет дополнительно посещать спортивные секции и кружки, укреплять иммунитет.

Нейропсихологический фактор подразумевает умение ребенка учиться. Здесь мы говорим про усидчивость, внимательность, концентрацию, способность воспринимать и обрабатывать новую информацию, работать на результат. Все эти навыки не приобретаются спонтанно перед школой. Здесь также очень важна качественная подготовка и уверенная работа опытных педагогов.

Речевой фактор - один из основных, который определяет насколько ребенок готов к школе. Все речевые проблемы ребенка должны быть решены до школы, чтобы в период начальных классов требовалась только коррекция и поддержание навыков, которые смогли достичь ранее. Все вопросы с произношением звуков также важно “закрыть”, потому что во время школы они обязательно проявятся в виде постоянных ошибок в письме и восприятии информации.

Одним словом, что оценивать все эти факторы нужно в комплексе. Иногда не нужно гнаться за скоростью, а подождать еще год, чтобы ребенок был полноценно готов к школе. Желательно уже в возрасте 4-5 лет пройти первую диагностику у нейропсихолога, чтобы определить и вовремя закрыть все пробелы и проблемы, которые есть у ребенка. Не лишним будет показаться и логопеду, даже если вам кажется, что проблем с речью у ребенка нет. Например, неправильное произношение звука “л” бывает неочевидным для взрослых, а несет множество проблем. В нашем центре мы проводим комплексную нейропсихологическую диагностику, после которой составляем индивидуальный образовательный маршрут и карту развития ребенка. Ну а если вы уже видите пробелы в обучении в 1 классе, то не бойтесь повторить программу подготовки к школе, например, в нашем центре.

Хорошей и успешной учебы!

Если наши принципы и подходы к образованию вам близки, приглашаем вас на экскурсию в PrimaSchola. Уже открыт набор в 1-4 классы на будущий учебный год!