Блог Анны Чепик

Физик или лирик? Статья Анны Чепик.

Физик или лирик? Как сделать для своего ребенка правильный выбор.

Физик или лирик? Как сделать для своего ребенка правильный выбор.

Сын моей подруги первые четыре класса учился в обычной школе. Результаты показывал по всем предметам достаточно ровные, но, как у всех, у него бывали периоды взлетов и падений. Было время, когда туго шла математика. На фоне остальных предметов тройки действительно выбивались из общей картины, из чего учительница, чтобы не обидеть маму и не принизить умственные способности ее ребенка-эрудита ей заявила, что все проблемы с вычислением от того, что ее сын «лирик» и математика явно не его конек. Так оправдывались тройки в течение двух лет. Мальчик увлекался естественными науками, по кругозору и эрудиции явно обгонял своих одноклассников, и перед родителями встал вопрос о переходе в пятом классе в другую, более сильную школу.

Основной выбор пал на гимназию, в которой учился папа мальчика. Но мама как вариант решила попытать силы в одной из лучших математических школ города, где помимо прочего прекрасно преподают и естественные науки. Попытка – не пытка. За месяц до собеседований начали готовиться по математике, но без фанатизма, понимая, что шансов в математической школе, куда надо было сдавать два сложных экзамена по математике, у них не так много – ведь мальчику был поставлен диагноз «лирик». Каково же было удивление мамы, когда ее сын прошел первый тур по математике, а потом уверенно преодолел и второй экзамен, где надо было решить олимпиадные задачи по логике и мышлению. Последний экзамен по русскому наш «лирик» сдал на пять.

К чему я рассказываю эту историю? К тому, что мы, родители, зачастую не знаем всех возможностей и талантов своих детей. Моей подруге повезло – счастливая случайность заставила ее по-другому взглянуть на своего ребенка, к которому приклеили ярлык «лирик». Действительно еще с советских времен мы помним известный спор между физиками и лириками. Спор этот давно закончился, но штампы, оставшиеся с тех времен еще сидят в наших головах.

Малейшие неудачи наших детей по каким-то предметам заставляют нас ограничивать их потенциал и возможности и тут же определять их в какую-то категорию. И все бы ничего, но предвзятость учителей и родителей в будущем могут сыграть недобрую службу самому ребенку. Сколько несостоявшихся юристов из 90-х потом долго искали свою дорогу в жизни только потому, что родителям тогда казалось, что юриспруденция – прекрасный с коммерческой точки зрения выбор для гуманитария.

Я прекрасно понимаю родителей, которые из самых лучших побуждений уже на ранних этапах стараются выявить таланты и способности своего ребенка, чтобы потом их развивать. Такой подход оправдан, но только с точки зрения родителя. Одна моя знакомая математик, долгое время проработавшая в математической школе, как-то мне призналась, что на самом деле не существует детей, у которых бы не было совершенно не было бы способностей к математике. Есть одаренные дети, но в большинстве своем ученики отличаются друг от друга по усидчивости, внимательности, трудолюбию и концентрации – тем качествам, которые легко сформировать в ребенке на этапе раннего развития.

Слова моей знакомой подтверждают многочисленные исследования головного мозга, которые описаны в знаменитой книге Тони Бьюзена «Научите себя думать». В ней автор, основываясь на заключениях нейрофизиологов, утверждает, что как-такового деления людей по способностям не существует. У человека будет та половина головного мозга развита, которую он развивает с самого детства.

Слова Бьюзена подтверждают многочисленные факты из жизни замечательных людей. Всем известная нам первая женщина-профессор математики Софья Ковалевская была одаренной писательницей. Обладая очень тонкой наблюдательностью и восприимчивостью ко всему происходящему вокруг нее она отличалась необычайными способностями к воспроизведению мыслей и чувств с помощью художественного слова. К сожалению, из-за внезапной ранней смерти в 41 год литературные таланты Софьи Ковалевской так и не смогли в должной степени проявиться.

Физик всех времен и народов Альберт Эйнштейн обладал совершенно уникальным воображением. Известно, что даже теорию относительности он сначала вообразил, а потом уже подвел под нее научное обоснование.

А вот все, кто когда-то посещал квартиру Александра Сергеевича Пушкина в Санкт-Петербурге, отмечали то разнообразие и глубину книг, которые читал великий русский поэт. Помимо языков, истории, философии, он всерьез увлекался астрономией, физикой, биологией и по праву считался одним из самых образованнейших людей своего времени. В филологии «пушкинистика» считается одним из самых сложных направлений, потому что требует от ученого глубоких познаний в совершенно разных областях.

Конечно, большинство родителей не мечтают о славе Эйнштейна или Пушкина для своих детей, их желания куда более скромные и прагматичные. Нам бы хотелось, чтобы наши дети смогли реализовать себя в жизни и быть счастливыми. Но как понять, какой выбор лучше для твоего ребенка? К сожалению, как педагог с двадцатилетним стажем и счастливая мама могу вас расстроить – точного ответа на этот вопрос никто не знает. Есть счастливчики, которые с ранних лет угадывают способности и таланты своего ребенка, но таких не так много. Я придерживаюсь комплексного, всестороннего развития ребенка с самых ранних лет.

Программы раннего развития закладывают прекрасную основу для будущего обучения и воспитания детей, учат их концентрации, вниманию, развивают в них активность, любознательность, открытость и самостоятельность в принятии решений. Математика учит нас думать, формирует логичность, рациональность и последовательность мышления. В свою очередь литература, творчество, музыка развивают воображение, эстетический вкус, эмпатию и даже навыки социального общения. Ваш ребенок во взрослом возрасте может не раз изменить свой жизненный курс, но тот базис в виде всестороннего образования и развития всегда поможет ему быстро адаптироваться к новым условиям и успешно реализовать себя на новом поприще.